Как Украина отстояла Краматорский аэропорт. Воспоминания...

"В тех войсках, где мы служили – особо ценились профессионализм и способность творчески подходить к делу. Офицеры знали друг друга, если не лично – то, максимум через два рукопожатия", - цитирует "ПараграфЪ" рассказ о героической обороне стратегического для всей обороны Донбасса аэродрома в Краматорске военно-политический эксперт, полковник запаса Рафаэль Люкманов. Далее "прямая речь" автора...
...Когда встречались на каких-то мероприятиях и подходили один к другому впервые увидевшие друг друга наши офицеры, достаточно было одной-двух фраз, и они уже были как старые друзья. И дело не в форме, не в некоей загадочной корпоративности, просто все они знали – что представляет из себя наша служба и видели перед собой своего брата, который точно также как и ты мок на марше под осенними дождями, мерз в заснеженных степях на дневке, встречал рассвет от дыма воспаленными глазами, точно также тащил на себе тяжеленный рюкзак и с замиранием сердца ждал от радиста фразу – «Центр принимает!». Он знает цену глотку воды, цену своим словам и поступкам. И когда расстаешься на какое-то время, все равно знаешь, что встретишься! Когда-то встретишься…
Летом 14 года мы мчались на Восток. Вот и Краматорск. Помню эти места по событиям мирного времени, когда раскручивали дело убийства журналиста Александрова, мелькают знакомые места и вот блок-пост. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что в оборудовании построек этого временного сооружения использованы платформы от парашютной грузовой системы. Тогда это запомнилось, и сразу возник вопрос – откуда они здесь? Ответ я получил от командовавшего обороной аэропорта, полковника Сергея Кривоноса позже, когда мы опять встретились.
23 мая 2014 года он получает задачу вылететь на Краматорский аэродром и возглавить его оборону. Перед тем, как продолжить, нужно пояснить, что именно этот аэродром и этот город имел в то тревожное время ключевое значение в обороне всей центральной Украины. Именно оттуда прямая дорога открывалась и в Харьков, и в Днепропетровск, а использовав этот аэродром в качестве перевалочной базы – можно было нарастить удар такой силы, остановить который было бы практически невозможно. Об этом знали не только мы.
И вот аэродром. Формальная передача полномочий и началась дорога, которая могла привести как к позору, так и к подвигу. В случае с Сергеем это была обычная рутинная работа, которая была сделана, как и все, что он делает – на отлично! Аэропорт не сдался, но это было потом… А пока там были ребята десантники из 95 бригады, прорвавшаяся к ним часть 25 бригады и отряды 3 и 8 полков спецназа. Царило тревожное ожидание и неизвестность… Отлично! Сколько у нас лопат? 18! Тем лучше – окопаться! Периметр, ходы сообщения, огневые позиции. Аэродромная техника? Тем лучше! Заблокировать полосу, на опасных участках возможного прорыва – баррикады! Баррикады заминировать! Танкоопасные направления – заграждения, их заминировать! До 4 июля еще была возможность что-то подкинуть вертолетами. Мины, проволочные заграждения, боеприпасы. В ход шло все! Отражательные щиты – они будут у нас защитой, экранировать от обстрелов и наблюдения! Все по секторам, непрерывное наблюдение! Грамотная система огня! Начальник штаба обороны, полковник Андрей Качанов привязал на местности ориентиры, увязал их с артиллерией, которая находилась на свободной земле, организовал взаимодействие. И работа закипела, ребята поверили в командира и в победу, но до нее было еще далеко.
Сергей Кривонос сознательно шел в свою профессию, знал все е тонкости и точно понимал – промедленье – смерть! Сиденье сиднем – смерть! Потеря управления – смерть! Нужно навязывать врагу свою инициативу, вцепиться в него и не отпускать и не важно, кто воюет против, то ли это гастролеры с Кавказа, то ли «ополченцы», то ли ряженные казаки! Группы спецназа нащупывали противника в городе и окрестностях, вели непрерывные поиски, устанавливали контакты с местным населением, действовали напористо, инициативно. Аэродром ощетинился и стал опасным соседом!
30 мая большая часть сил была выведена с аэродрома – фронту нужны были силы на другие участки. Тогда же аэродром остался без электричества – террористы взорвали питающую его подстанцию. Выручил волонтерский дизелек, вот этому работяге нужно будет когда-то поставить памятник! Ему ребята обязаны и работой радиостанций и беспрерывной связью и зарядкой тех приборов, которые еще оставались работоспособными! День, ночь, постоянные тренировки боевой готовности, передвижение только по непростреливаемым участкам, оборудование укрытий, обман беспилотников. Поиск новых способов борьбы – из имеющейся техники созданы бронегруппы, постоянно меняющие свое положение и неожиданно наносящие удары. Однажды утром появились минометы на позициях – их муляжи ребята собрали из водопроводных труб! Все двигалось, позиции менялись! Сергей не ждал, когда к нему придут, он наносил удары на упреждение. Казаки, попробовав атаковать аэродром, нарвались на такой ответ, что закончили свою войну и разбежались, попутно разграбив местные магазины. Отлично налаженная разведка вовремя предупреждала о намерениях боевиков и по ним наносились удары, порой приводящие к потерям, деморализующим целые подразделения. Снайперы брались измором – отсутствие движения заставляло их обнаружить себя, и тогда по ним открывался огонь из крупнокалиберных пулеметов.
Заканчивались боеприпасы, продукты, самое сложное положение было с водой – она осталась лишь в пожарных водоемах, и та отдавала привкусом керосина, все-таки авиация! И тогда ребята не унывали – керосин убивает паразитов, пить можно! Даже компоты умудрялись варить! Вот тогда и было принято решение десантировать грузы. Первая попытка была не совсем удачной, грузы приземлились на позиции противника. Для того, чтобы их забрать, пришлось вести полуторачасовой бой. Остальные три десантирования пришлось точно в центр площадки! 2 июля испекли настоящих хлеб – галеты достали!
5 июля в город вошли наши. За период обороны было проведено около 16 боев и около 50 обстрелов накрывало наши позиции. И в освобождении Краматорска, ребята приняли активное участие! В ходе боев было захвачено у врага 2 боевые машины десанта, 1 боевая машина пехоты, инженерная машина разграждения, автомобиль, с сидений которого еще не сняты были заводские чехлы – подарок русского автопрома, а танк ИС-2 можно и сейчас увидеть возле Дома офицеров в Киеве.
"Сергей Кривонос опять сделал, что должно и победил! Он не получил за это орденов, но получил самую высшую заслугу – благодарность матерей, которым он вернул живыми их сыновей! За всю эпопею было 4 контуженных и один раненый, причем рану он получил в последнем бою за аэропорт, от последнего снаряда, выпущенного по нашим позициям!" - продчеркнул взавершение эксперт.

"ФМ"
Нові Старіші