Дебаты о том, вооружать ли Украину, заслоняют собой более фундаментальный стратегический выбор, стоящий перед США: как иметь дело с путинской Россией, пишет директор проекта по международному порядку и стратегии в Brookings Institution (Вашингтон) Томас Врайт в статье, опубликованной Newsweek.
«Трещины в отношениях между Россией и Западом — это больше, чем вопрос контроля над областями Восточной Украины, это фундаментальные расхождения в том, что должна представлять собой европейская система безопасности», — поясняет автор.
«США и ЕС создали и поддерживают региональный порядок, основанный на институтах, соблюдении законности и союзах, открытых для всех стран, которые желают в них вступить. Россия считает, что этот порядок уменьшает и игнорирует принадлежащую ей по праву роль в Европе — на ее взгляд, роль великой державы со своей сферой влияния», — говорится в статье.
Томас Врайт упоминает публикацию Джереми Шапиро с двумя сценариями поведения США по отношению к современной Россией: это «новая холодная война» или уступки российским претензиям.
«В этом же духе я хотел бы привести аргументы в пользу того, как США могут сдерживать Россию, не начиная заново холодную войну и не возвращаясь к ее издержкам, в числе которых гонка ядерных вооружений, балансирование на грани атомной войны и ненужные конфликты», — пишет автор.
«Во-первых, современное сдерживание может быть региональным, а не глобальным. Россия представляет угрозу в Европе, а не в Азии, не в Латинской Америке или Африке», — рассуждает он.
«Во-вторых, сдерживание может быть основано на обычных, а не ядерных вооружениях».
В-третьих, по мнению Врайта, стратегия сдерживания должна быть направлена против России Владимира Путина, а не России как таковой. В свое время Черчилль видел проблему в Сталине, а не в СССР, и считал отказ Эйзенхауэра после смерти Сталина одобрить разрядку отношений с новым советским руководством исторической ошибкой, продлевающей холодную войну. Сейчас автор статьи советует США дать понять, что они открыты для разрядки в отношениях с Россией — при условии, что она изменит соответствующим образом свою внешнюю политику.
Что эта стратегия «регионального сдерживания» означает на практике?
В первую очередь, Врайт предлагает сделать 5-ю статью Устава НАТО «твердокаменной». «НАТО угрожает атака на страны Балтии или Восточной Европы, за которой следует угроза применить ядерное оружие, если НАТО ответит», — утверждает Врайт. НАТО должно продолжать и активизировать свои усилия, чтобы не дать России осуществить ее цели, установив надежное и постоянное присутствие в Центральной Европе.
Во-вторых, Врайт предлагает «организационно закрепить санкции против путинской России», воссоздав и переосмыслив КОКОМ, организацию, отвечавшую за контроль экспорта в Советский Союз.
В-третьих, он считает необходимым изменить приоритеты Запада на Украине. Врайт выражает согласие с Энн Эпплбаум, написавшей: «Постройте Берлинскую стену вокруг Донецка в виде демилитаризованной зоны и относитесь ко всему остальному как к Западной Германии».
В-четвертых, автор призывает «противостоять российскому влиянию в ЕС». Это будет трудно, говорится в статье, но подобные трудности меркнут «в сравнении с затратами на холодную войну и катастрофическими последствиями возвращения к существованию сфер влияния в Европе».
"ПРѣСТIЖЪ"